Лейпциг — замечательнейший немецкий город в земле Саксония. Со средневековых времен имеет этот город славную репутацию торгового города, и славится он своими рынками. Этот место значилось в маршруте королевской дороги и многие продукты для столов знатных особ поступали именно с лейпцигских рынков. Город богател и строился. Сейчас же, если вы приедете в город с утра  в воскресенье, и придете на центральную рыночную площадь — вы снова сможете окунуться в средневековую атмосферу. Часы на башне бьют десять раз и появляются в окошках музыканты, играющие на трубе. А на рынке — такая красота, цветы и овощи, фрукты и сыры… Все, что пожелаете! А как же это все разложено и украшено, все как в музее.

Современный Лейпциг интересен не только центральной торговой площадью, где кроме воскресных рынков, проходят многочисленные концерты. В этом месте много красивейших архитектурных строений, заслуживающих внимания.

Одной важной достопримечательностью Лейпцига является церковь Святого Фомы или Томаскирхе, если на немецкий манер. Кроме того, что это очень красивая, впечатляющая размерами церковь, более она знаменита тем, что с 1723 года по 1750 год, почти 30 лет, здесь работал Иоганн Себастьян Бах. Город ужасно гордиться тем фактом, что композитор прожил, причем очень плодотворно, и проработал в Лейпциге так долго, до самой смерти. Почти на каждом столбе можно у видеть портреты Баха, рекламу концертов его музыки.  Бах неразрывно связан в умах туристов с Лейпцигом, не только стандартные сувениры в виде миниатюрных органов, дисков, карандашей и ручек,  скупаются в сувенирных лавках, дак еще и кофе и чай, конфеты и шоколад. (Скорее всего всем уже известны марципановые сладости «Моцарт» из Австрии, а в Лейпциге своя марка шоколада — «Бах») Композитор прожив 27 лет в этом месте, практически не выезжая, сделал многие места знаковыми и знаменитыми, например кофейню «Циммерман», в которой он часто давал концерты, и кофе разумеется пил. Напротив церкви есть музей Баха, в котором радушные и не равнодушные милые немецкие дамы расскажут вам много интересных историй о композиторе и церкви Святого Томаса. Вход в музей стоит  5 евро, студенты проходят бесплатно.

Томаскирхе была построена в начале 13 века, примерно в 1220 году, на месте старой Рыночной церкви. Музейные барышни рассказали, что некий Гених фон Морунген привет в Лейпциг мощи святого Фомы и отдал их в дар строящейся церкви. Этот Морунген был известным поэтом, музыкантом и путешественником, который своим ремеслом хорошо зарабатывал себе на жизнь и обрел большое уважение бургеров и влияние среди знати. В те древние времена этот человек смог добраться аж до самой Индии, откуда собственно и захватил мощи святого человека Фомы.

Церковь строилась довольно долго и часто в связи нехваткой денег или сменой власти перестраивалась. Освятили церковь лишь в 15 столетии. Но Томаскирхе приобрела хороший приход и постепенно стала второй по значимости церковью города. В окрестностях городо Лейпцига жил и мыслил Мартин Лютер, написавший реформацию. И именно в церкви Святого Фомы сам идейный вдохновитель целой конфессии лютеранства провел службу в Троицын день, случилось это в 1539 году.

С самого появления, с 13 века в церкви был создан хор мальчиков, который существует при церкви до сих пор. Голоса у мальчиков, конечно же, ангельские. И можно очень легко попасть на их выступления, особенно летом, например в этом году каждую пятницу проходит концерт для публики.  Руководителями этого хора были многие известные композиторы эпохи средневековья и тех былых времен. Интересно то, что именно на должность руководителя хора (кантора) мальчиков приехал композитор Иоганн Себастьян Бах в 1723 году.

Сейчас город гордиться, тем что сам Бах, Иоганн Себастьян, жил , работал, творил в центральной церкви Святого Фомы… Все пропитано композиторским духом… Но так было не всегда. На самом деле власти города и церкви не очень то хотели, видеть на этом посту Баха. Для этого было множество причин. До 1722 года в церкви Святого Фомы работал Иоганн Кунау, известный в те времена добродетель, музыковед, органист и декан фаультета музыки в Университете Лейпцига. Городу срочно нужен был приемник, но не абы какой, а не менее достойный, чем Кунау. К сожалению, Бах не совсем соответствовал запросам. Во-первых, у него не было высшего образования, во-вторых, он уже был известным органистом и композитором, но именно эти заслуги не нужны ыли при данной работе в церкви… В церкви нужно было послушание и умение следовать указаниям, Баху этого очень не хватало. Он создавал невероятные музыкальные вещи, многие из которых были не оценены городским советом и церковью.  Композитор был женат второй раз, этот факт тоже смущал. Кроме Баха на должность было еще 3 кандидата, но одного не отпустил принц, оставив его придворным музыкантом, другой не захотел преподавать латынь, по причине особой ненависти к предмету. А третий, но которого город возлагал большие надежды — предпочел Лейпцигу Гамбург.  Ведь Лейпциг — это так скажем Чикаго, а вот Гамбург — это Нью Йорк! Из кандидатов остался лишь Бах, город скрипя зубами и со вдохами сожаления и разочарования пригласил «запасного» аппликанта.

Сам композитор тоже  без рвения и даже с большой неохотой взялся за работу.  Но с 1720 года композитора преследовала череда бед и неудач. В 1720 оду умерла его жена и композитор остался с 4 детьмя, старшей дочери было 14 лет, а самому младшему мальчику лишь 5. Но после 17 месяцев траура композитор женился второй раз, на очень молодой и талантливой певице Анне Магдалене Вильке. Она была и красива, и талантлива, и успешна… И на 16 лет моложе своего мужа. Но она стала хорошей матерью и женой, оставив блистательную карьеру ради домашнего очага (хотя она никогда не забрасывала музыку и пение). Она родила еще 6 детей. Иоганн Бах уже 5 лет работал у принца Леопольда в Кетене капельмейстером. С принцем у него были замечательные отношения, Леопольд даже был крестным отцом двух детей Баха.  Иоганн Себастьян мог позволить себе творить, принц мог оценить значительность сочинений и щедро платил композитору. Но после женитьбы в 1721 году, жена принца Леопольда Мария потребовала увольнения Баха.  Принц не мог противиться супруге и Баху пришлось очень туго, особенно зимой 1722 года. Именно тогда, он написал письмо в Лейпциг, выразив желание принять должность кантера.  Хотя после капельмейстера при дворе принца, это было немного «не комильфо», к тому же оплата в церкви была почти в пять раз меньше, а работы прибавлялось. В обязанности кантера в церкви входило написание музыки, но также и преподавание латыни и других предметов в церковной школе, а кроме преподавания — «Классное руководство» . И конечно же проведение служб, то есть игра на органе, управление хором мальчиков во время служб. Полготовка больших церковных праздников. Подписание контракта длилось до весны 1723 года, и в апреле Иоганн Себастьян Бах переезжает в Лейпциг, вместе со своей большой семьей, но прежде он подписывает соглашение, состоявшее из 20 пунктов.  Соглашение требовало от Баха трезвости (в прямом смысле слова) и примерного поведения. Это было не проблемой. вторым пунктом шло — Слежение за мальчика и воспитание их как своих детей. Это также для Баха было не затруднительным. Он был заботливым и любящим отцом. Самыми сложными были пункты послушание городских и церковных властей и запрет на выезд из города без предупреждения!

Несмотря на бытовые тяготы жизни и откровенную нехватку денег, первые пять лет были продуктивными. Правда кое-что из сочиненного Бахом в 1723-1728 году утеряно. Бах справлялся с обязанностями прекрасно, мальчики были послушны, музыка писалась, слава церкви росла,  хотя композитор часто вызывал недовольство начальства. С каждым годом жизнь Баха при церкви налаживалась, но ни одного года композитор не прожил в покое и мире с городским советом. То ему нужны инструменты, то дополнительные музыканты!  Очень долго Бах подрабатывал  на похоронах и свадьбах, и при этом давал заработать и мальчикам из хора. Для этого он даже написал небольшие произведения. Он давал концерты в кофейне Циммермана, и для этих концертов тоже написал отдельный цикл «светской музыки», например Кофейную кантату. Дети подростали, и старшие сыновья помогали управляться с хором, играли на органе на церковных службах.

Работая в церкви Святого Фомы, Бах не просто сочинял музыку, он ввел культуру исполнения, порой оплачивая за дополнительных выступающих из своего кармана. К 1730 году Бах стал руководителем всех церквей Лейпцига, его жалованье возросло почти в 7 раз. Но постоянные перепалки с городским советом усложняли жизнь композитору. На рождество 1731 года он писал своему другу в Даньциг (Гданьск), умоляя его в письме найти ему хорошую должность. Но так до конца жизни Бах и остался при церкви Святого Фомы.

Композитор Бах был счастлив тем, что смог дать своим детям образование в Университете Лейпцига, он очень мучился тем, что у него хорошего образования не было, и почти всю жизнь его за это шпыняли. Бах был талантлив, много времени и сил уделял работе и церкви, но все же успевал заботиться и о семье.

Вот так, все было не просто в судьбе этого гения. Точнее в его творческой судьбе. Зато сейчас город Лейпциг по заслугам оценил дар композитора, его наследие, оставшееся в городе и вообще во всемирной культуре. Перед церковью Святого Фомы в 1908 году был поставлен памятник композитору. Томаскирхе во время II мировой войны изрядно пострадала, но говорят, что когда союзническая армия узнала, что это церковь, в которой работал Бах, самолеты старались не крушить территорию рядом с церковью.

Такая вот история про церковь, про Баха  и его «церковную жизнь».

Вилькоммен ту Ляйпциг унд Томаскирхе )))

Booking.com