Национальная галерея, как много в этом звуке…

История создания этой галереи интересна и необычна, в отличие от Лувра, Уфицци, музея Прада, основой коллекции галереи не стало собрание короля или принца. В далёкие времени Чарльз I собрал неплохую коллекцию картин, но после его трагической гибели на эшафоте, его наследие было распродано и растерялось.  Так что основой коллекции Национальной Галереи в Лондоне стало собрание Джона Джулиуса Ангерштайна. В 1824 году правительство Великобритании получило деньги от Австро-Венгерской Империи и выкупило коллекцию картин Ангерштайна, состоящую из 38 полотен, среди которых были шедевры Тициана, Рубенса и Рейнольдса.

В начале 19 века Британские власти уже задумывались над тем, что в таком великом и продвинутом государстве нет картинной галереи, подобной Лувру. И самого основания галерея была и остаётся бесплатной, её целью было просвещение нации, поднятие общей культуры и эрудиции. Особенно низших классов общества! Даже место под строительство здания было выбрано на Трафальгарской площади,  так это была серединная точка между западным, богатым и знатным городом и восточным. И за это, лично у меня, британские власти вызывают искреннее уважение.

Джон Джулиус Ангерштайн

Первое расположение галереи находилось в его доме на улице Пал Мал, 100

«Посещение галереи аристократами и рабочими»

К 1831 году в собрании музея было уже 105 полотен, после наполеоновских походов, многие работы великих мастеров перемещались из одного места в другое, из музея в музей, в это время Национальная Галерея существенно пополнила свою коллекцию шедевров. И сейчас в этом месте, как ни в каком другом, вы сможете изучить историю европейского художественного искусства с 1250 по 1900 годы.

Про историю создания и про людей, внесших огромный вклад в развитие вы можете прочитать на википедии или на сайте музея. И думаю нет смысла писать исторические даты… Но не могу не написать про Национальную Галерею во время Второй Мировой Войны. Немецкие самолёты бомбили это здание и оставили от него в конце концов одни руины. Собрание галереи сначала хотели на сохранение переслать дружественным государствам, но мудрый и дальновидный Уинстон Черчиль  не разрешил вывозить ни одну картину за пределы острова. Вся коллекция была перевезена в Уэльс, в одну из переоборудованных в бункер шахт. Но в 1942 году каждый месяц в Лондон возвращали по одной картине, чтобы поднять гордость за отечество и дать надежду людям. Даже во время длительных бомбёжек, работники галереи не покинули Лондон и всю войну в галерее проходили концерты и обсуждения великих картин!

В 2008 году вышла замечательная книга «Национальная Галерея во время войны»

(«The National Gallery in wartime»)

Книга замечательная, опять же просыпается глубокое уважение к британской нации и правительству.

Сегодня Национальная Галерея не просто восстановлена, но и в 1991 году было выстроено Сэйнсбери винг (новое крыло здания — Сеэйнсбери) по проекту американского архитектора Роберта Вентури, оно соединено с основным зданием архитектора Увильяма Вилкинсона пешеходным мостом. В новом крыле хранится коллекция картин, большей частью икон  периода с 1250 по 1500. Это итало-византийские мастера, чаще всего неизвестные, а также Кларисс Мастер, Чимабуэ, Дуччо, Ди Чионе…  Среди них одна из моих любимых картин, французского мастера Увилтона Диптиха с ужасно длинным названием «Святой Джон Баптист и Святые Эдвард и Эдмунд представляют короля Ричарда II Деве Марии и младенцу… » («Richard II Presented to The Virgin and Child by His Patron Saint John The Baptist and Saints Edward and Edmund»). Картина потрясающе красивая, притягивающая.

На самом деле в Галерее много потрясающих картин,  Ботичелли, Беллини, Микельанджело, Холбейн, Тициан, Караваджо, Рембрандт, Веласкес, Констебл, Тюрнер, Моне, Ван Гог…

Разглядывая эти картины узнаёшь мифы Древней Греции и Рима (Ботичелли «Венера и Марс», Тициан «Бахус и Ариадна»), «читаешь» библию  (Микельанджело «Захоронение»), учишь историю (Учелло «Битва Сан Романо», Холбейн «Послы»)…

Кэсрин Скаллен — профессор истории искусств университета Кливленда в своих лекциях упоминает, что так как Галерея в Лондоне была создана не на основе «королевской коллекции», среди её картин много картин не только именитых авторов, но и других мастеров 16, 17, 18 веков. Это даёт уникальную возможность отследить, как развивалась живопись в те времена в целом, какие использовались холсты и краски, техники, тематики…  Сейчас в Лондоской Национальной Галерее есть несколько отделов, например «научный отдел», который как раз занимается изучением материалов, химичесого состава холстов и красов картин различных периодов. В «рамочном отделе» специалисты изучают моду на рамы, материал, какие рамки для картин были изначально подобраны мастером, какие были заменены, они стараются сохранить старые рамы картин, как можно дольше.

Еще в Галерее есть «Бюро находок», и люди там не просто собирают потерянные вещи, а прикладывают невероятные усилия, чтобы найти владельцев как можно скорее. Мы это проверили на собственном опыте, одна девочка оставила в зале свою рюкзак, через два часа он к ней вернулся, она даже расстроится не успела. Вообще весь персонал музея очень внимательный, в любой момент могут помочь разобраться с картой, подсказать зал, разделить впечатления от увиденного и рассказать что-то интересное! За это им огромное спасибо.

В этот приезд в Лондон мне удалось побывать в галерее 2 раза, конечно, даже двух посещений недостаточно, чтобы охватить всё. Главное приходить сюда, веря, что ещё вернётесь, не стараться увидеть всё за один раз. Этим летом меня заворожили картины Каналетто, я спешила к импрессионистам, а осталась в этом зале. Вот теперь хочу написать статью про «Каналетто, Венецию и Национальную Галерею». Мне хотелось приехать и в 3 раз, но добравшись до Трафальгарской площади я поняла, что времени совсем не остаётся, я зашла в Галерею и вышла через Нэйшэнал Гэлэри кэфи, подумав про себя, что многочисленные кафешки лондонских музеев абсолютно гармонично уживаются с великими шедеврами, умееют же люди жить!  Не хлебом единым, но питательная энергия для жизни все же как ни крути — основа бытия.

Каждый день в Галерее проходят экскурсии в 11 утра и в 2.30 дня. Летом организуются дополнительные экскурсии в 4 часа.

Также с понедельника по пятницу проходят «10 минутные разговоры», рассказы о самых известных картинах галереи. Эти разговоры бесплатны и проходят в 4 часа, сбор желающих у стэнда информации.

По пятницам многие музеи работают дольше обычного, Национальная Галерея открыта до 9 вечера, в эти длинные пятничные вечера проходят бесплатные 15 минутные экскурсии в 6 вечера и в 6.20 вечера.  Они называются  «A closer look at» (досл. близкий взгляд на, «при ближайшем рассмотрении», я бы сказала так). Это  даже не просто бесплатная экскурсия, сотрудники музея дают вам информацию о картине, а потом создают ситуацию, чтобы ва сами открыли для себя в картине что-то новое и интересное… Детали, цвета, повороты сюжета, выражение лица, цвет глаз, да что угодно. Это неповторимый опыт, очень рекомендую! В пятницу же проходят мероприятия «Talk and Draw» (Говорим и рисуем), небольшие мастер-классы, где сначала вы обсуждаете картину, а потом рисуете её сами.  В Галерее вы можете и посетить концерт классической музыки, смотреть фильмы, участвовать в обсуждениях,слушать лекции… Просто, попав  в галерею,  возьмите бесплатный буклет «The National Gallery. What’s on?»  Здесь есть расписания всех дополнительных платных выставо и всех-всех мероприятий! Не проходите мимо. Электронная версия этого буклета есть на сайте галереи. Можете планировать своё посещение уже дома. http://www.nationalgallery.org.uk/whats-on/

*В очередной раз я прикладываю музейную карту, надеюсь кому-то она поможет разобраться со структурой галереи. Но хотелось бы добавить, я такой человек, мне нравится готовится ко всему заранее, или просто знать, что у меня на компьютере все сохранено и я могу в любой момент этим воспользоваться. При этом я покупаю карту, стоит она всего один фунт, чтобы поддержать галерею, вход — бесплатный, фунт — мизерная сумма. То есть ещё раз, данная карта для ознакомления и удобства, но всё-таки оказавшись в Лондоне, в Национальной Галерее, купите карту сами.

Booking.com