Александр Дюма назвал Марсель «местом встречи всего мира». Воистину так.

Мы заехали в этот самый большой и оживлённый город Прованса по шоссе А7, ехали со стороны Арля. Перед Марселем встали в пробку, многие французы спешили к морю.

Заезжая в город я начала фотографировать достопримечательности прямо из машины (сразу предупреждаю, с пассажирского сидения). И тут передо мной возник мужчина в белом халате и чалме, который просто пытался выхватить фотоаппарат из моих рук, так как решил, что я фотографирую именно его. Мужчины в Марселе не любят попадать в кадр, как минимум машут руками и истошно орут. Хотя я зачастую не фотографирую людей бес спроса, если только потом вижу случайные лица в кадре, в Марселе  люди видя человека с камерой закрывают лицо руками, кричат и негодуют и могут и огреть ненароком.2014-08-08-16-9760.jpg

С самых окраин Марсель поражает красотой, все здания не просто дома-панельки, а красивые здания с лепниной и резными балконами… В городе много деревьев, порой растущих прямо из асфальта)))

Мы приехав в центр долго кружили, остановились на улице Республики на подземной парковке и отправились изучать город на самокатах.

Мча на железном конике вниз по улице Республики к самому сердцу города — порту, мой глаз отмечал вокруг магазины от H&M и Zara до Hermes, ювелирки и рестораны…

Палящее солнце, белое и ослепительное загламурило всё кругом, в этом солнце, под лучезарным небом все здания были ослепительно красивы. но что-то меня мучило, что-то так не нравилось. И вдруг дошло! Запах. Запах Марселя я не забуду ещё долго. Ох уж этот аромат общественного туалета и помойки в одном флаконе. Невыносимо.

Порт  издали был красив, яхты белые качались на волнах Средиземного моря, но на набережной к удивительному вышеупомянутому запаху прибавились и ароматы болота и тухловатой рыбы.

Смердело адско. И при ближайшем рассмотрении корабликов у причала некоторые оказались изрядно потрепавшимися и ржавыми.  И тут на фоне смрада и ржавчины появилась белоснежная лодочка с симпатичнейшим парнем, одетым аля петит Марселе, принесшая радость и успокоение, под сладкий голос Эдит Пиаф и под сенью разноцветных флажков пошла бойкая продажа мыл и масел. Всё, что щедрая провансальская земля может принести было в мылах и ароматах. И вот этот кораблик качался на волнах и навевал образ Остапа Бендера поющего про его одинокий парус, источал спасительный запах лаванды, апельсина, персика. Эта картина была такой трогательной, но увидев меня с фотоаппаратом парень-продавец истошно начал орать и запретил фотографирование. Назло ему я таки сфоткала.

Старый город Марселя находится прямо у порта, мимо не пройти, и он — прекрасен, и не скажешь даже, что он был перестроен после Второй Мировой Войны. Каждое здание — шедевр, куда ни щёлкни камерой — почтовая открытка. Фотографий испорченных нет в принципе, свет такой, что начинаешь ошибочно верить в свои супер фотографические таланты)DSCF9802.JPG

В старом городе обязательно нужно посетить Cattedrale De La Major или Марсельский собор, Романо-византийского стиля. Внутри сохранился алтарь 1073 года и 15 века. Достроен собор был в 1893, но внутри есть часть старого римского храма и первый христианский алтарь. В гробницах каттедраде захоронены почти все архиепископы Марселя, по крайней мере мы так поняли.

По городу мы перемещались на самокатах, как же это здорово! За один день мы смогли объехать много интересных мест, которые пешком и на жаре просто не осилить физически. На машине в центре Марселя пробки и не видно многих прекрасных деталей города. Так вот за минуту за 3 мы от Марсельского собора долетели до музея римских доков, который очень пострадал во время войны. Музей крохотный, представляющий римские вазы и урны для вина, масел, зерна…

Далее мы помчались до Виелле Шарите, одно из прекраснейших зданий старого города, архитектором Шарите был Пьер Пуге. Этот дворец был больницей для крестьян окрестностей Марселя,  после войны был реконструирован в музей археологии Средиземноморья. К сожалению внутрь мы не попали, но очень хотим вернуться в это место и посетить второй этаж виллы, где живёт богатейшая коллекция Африканского и Океанического искусства.

Далее работая попеременно то одной, то другой ногой мы, не обращая внимание на стойкий туалетный запах, наслаждаясь видами усердно пилили наверх, вдоль улицы Доминиканес, желая прибыть на площадь Виктора Гюго (там же наверняка есть ему памятник или бюст!!! ) Но тут же в парке мы были отвлечены, точнее привлечены звуками барабанов и утянулись в парк Jardin des Vestiges. Там мы попали на потрясающий концерт молодых африканцев, которые танцевали и прыгали как гимнасты цирка дю Солей,  и играли на барабанах и бонго. И это представление было невероятным по своей энергетике, парни заразили толпу  положительными эмоциями и просто поразили всех прыгучестью и улыбками, ритмом и талантом двигаться. Только ради этого стоило приехать в Марсель! Окрылённая я, веря в собственную левитацию и то, что смогу дома вечером в домике повторить всё, что вытворяли парни, я с удвоенным усилием выжимала энергию и летела на самокате в гору. Мы малость заплутали и приехали в Собору, перед которым находится памятник Жанне Д’Арк. Это место называется Сен Венсан Де Поль, собор построенный ближе к концу 19 века, годах в 1880х на месте часовни августинцев. Под палящим солнцем мы поднялись по ступеням этой церкви (так это место именуется в путеводителях) и поздоровались с Жанной Д’Арк.
От святого Венсана мы мчались на самокатах (с горки летели) куда глаза глядят, солнце буйствовало и мысли путались, до площади Гюго так и не добрались. Хотели DSCF9890.JPGзаглянуть в кафе, но меня лично отпугивали толпы сидящих у кафе людей, сидевших на стульях, на земле, женщин не было в этих толпах, мужчины в халатах, чалмах,
маленьких шапочках. В Марселе меня долго не отпускала мысль о том, что в любом городе центр — это «гламур», дорогие магазины, запах вкусной еды и кофе, люди с пакетиками все при параде. В Марселе все не так. В центре города запах туалета и много попрошаек. Беггеры на каждом шагу, я не преувеличиваю! На каждом шагу.
И пролетая по городу на железном коне в самый зной, я радовалась, что мы с другом на самокатах. Особенно, когда мы ехали с горки от Марсельского вокзала.
На самом деле, описывая Марсель, мне хочется вернуться в этот город, он действительно красив! Хочется пройтись по марсельским улочкам пешком, а не на сумасшедшей скорости)))Интересно побывать здесь зимой, с друзьями, с местными, пройтись по кафе, посидеть и насмотреться вдоволь на арабов всех мастей.
После возвращения домой мы пересмотрели фильм «Такси» все части и на французском и вспоминали Марсель.